В Литве, Латвии и Эстонии всё меньше транзитных грузов, перспективы неважные.
Экономические проблемы портов Балтии связаны, как с развитием конкуренции в распределении грузопотоков в регионе, так и с политическими причинами. В портах Латвии и Эстонии практически не осталось российских транзитных грузов. После санкций стран Балтии в отношении Белоруссии, Минск решил перенаправить потоки транспортировки своих калийных удобрений и нефтеналивных грузов из Литвы в Россию.
В Клайпеде в текущем 2021 году грузооборот снизится на треть. Ожидается, что в декабре экспортные поставки из Белоруссии через Литву будут полностью остановлены, что вызовет значительные убытки у литовских компаний.
Теряют доход не только порты, но и железная дорога.
Помимо политических причин, проблемы портам Балтии создает и здоровая конкуренция. Россия активно развивает свои порты на берегу Финского залива – Усть-Луга, Приморск. Грузы у Прибалтики забирает и Польша. Если раньше Польша уделяла больше внимания грузовому транзиту с запада на восток, то сейчас она все больше обращается к транзиту с севера на юг - из Швеции в континентальную Европу. Поляки серьезно вкладываются в развитие транспортных коридоров – автомагистрали и железная дорога. Инвестиции только в развитие железнодорожной сети для подходов в Гданьск, Щецин, Свиноуйсьце и Гдыню составляют более 1 млрд. евро.
В Гданьск пошли первые прямые железнодорожные контейнерные маршруты из континентального Китая. 17 сентября был открыт новый маршрут из Чэнду в провинции Сычуань в центре Китая. Поезда идут чрез Казахстан, Россию и Украину. Прибалтика остается в стороне.
На фоне высоких фрахтовых ставок на морских перевозках, большего времени доставки морем прямые контейнерные железнодорожные маршруты в Европу являются хорошей альтернативой и имеют хорошие перспективы.
Между тем некоторые эксперты не согласны с экономической деградацией портов Балтии и утверждают, что падение объемов перевалки российских грузов через эти порты в 2021 году произошло лишь за счет руды, «просевшей» на 17%, в то время как объемы перевалки других навалочных грузов росли, причем существенно: за первое полугодие этого года грузопоток российских минудобрений через порты Прибалтики вырос почти на 8%, до 4,4 млн. тонн, зерна в 3,5 раза – до почти 750 тыс. тонн, черных металлов в 1,5 раза – до 214 тыс. тонн.