Исследование рисков, сопровождающих процесс доставки скоропортящихся грузов

Глава 3. Пути повышения эффективности перевозки рефрижераторных и скоропортящихся грузов

3.2 Исследование рисков, сопровождающих процесс доставки скоропортящихся грузов

Как уже отмечалось, в оценке эффективности транспортно-логистической цепи должна присутствовать рисковая составляющая. Это предопределило необходимость исследования рисков в процессе доставки скоропортящихся грузов. Понятие и теория риска в настоящее время стали освещаться в исследованиях, посвященных вопросам экономической теории.

Риск - это величина, характеризующая вероятность потерь компании, вызванных неправильными управленческими решениями, принимаемыми в результате изучения политической, экономической и социальной ситуации, в которой протекает деятельность предприятия.

Риск присутствует в производственной, коммерческой, инновационной и прочей деятельности, но он не обязательно реализуется. В случае наступления рискового события возникает отрицательный экономический результат (ущерб). Если неблагоприятные последствия не наступают, возможен положительный экономический результат (прибыль) либо нулевой результат.

Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.

Ущерб при доставке скоропортящихся грузов выражается в величине потерь, связанных с доставкой испорченного товара, либо товара более низкого качества.

С переходом России к рыночной системе хозяйствования произошли коренные изменения в системе управления организацией. Компании, в том числе транспортно-логистические, самостоятельно разрабатывают стратегию своего развития и реализуют ее в практической деятельности. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых появляется риск понести убытки. Причины высокой рискованности деятельности транспортно-логистических компаний носят не только внутренний характер, но и внешний.

К внешним причинам следует отнести факторы политического, общеэконо­мического, правового и социально-культурного развития страны. Внешние факторы не зависят непосредственно от участников (например, инфляция, политические и экономические кризисы, действие природных сил, режим таможенного регулирования и т.п.). В основном внешние факторы проявляются при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Вероятность их возникновения и влияния может быть спрогнозирована, и важно учитывать возможность появления подобных рисков в деятельности компании. Без учета риска многие решения могут оказаться неприспособленными к применению на практике.

К внутренним относятся факторы, непосредственно связанные с деятельностью компаний, участвующих в доставке груза, и зависящие от эффективности управления (техническое оснащение, организация труда и т.д.). Внутренние факторы возникают по вине фирмы, их можно снизить, если своевременно оценить и разработать меры противодействия.

Любая деловая активность при транспортировке и хранении продукции связана с риском. Возрастает возможность невыполнения транспортными предприятиями своих обязательств по перевозке скоропортящихся грузов, риск по доставке свежих овощей и фруктов неудовлетворительного качества, с потерей их потребительских свойств, а также повышается риск возникновения транспортных происшествий.

При доставке скоропортящихся грузов возникают следующие виды риска:

  1. производственно-технический - риск нарушений производственного процесса, вследствие изношенности подвижного состава и постоянных устройств, отсутствия резервов пропускных и провозных способностей, сбоев в снабжении топливом и другими видами ресурсов, низкого качества сырья, материалов, запасных частей, отклонения по нормам и срокам в процессах технического обслуживания и ремонта, ошибок в диспетчеризации производства, недостатков в организации труда, чрезвычайных ситуаций и пр.;
  2. инновационный - обусловлен разработкой, внедрением и освоением новой техники, технологии. Причинами риска могут быть: несоответствие расчетных параметров работы новой техники фактическим; отказы в работе новой техники; неэффективность инновационной деятельности; неточная оценка лизинговых сделок; невозврат кредита, процентов и пр.;
  3. коммерческий - риск, возникающий в процессе реализации продукции или предоставления услуг и осуществления коммерческих сделок. Наступление коммерческого риска может быть обусловлено: падением и неустойчивостью спроса; недобросовестностью партнеров; потерями имущества и снижением качества перевозимых грузов; непредоставлением грузов к перевозке; отсутствием страхования грузов и транспортных средств; отказом грузовладельца оплачивать доставку груза и пр.;
  4. финансовый - риск при осуществлении финансовых сделок. Наступает вследствие колебания курсов валют; инфляции; изменения: системы налогообложения, кредитных и процентных ставок, величины транспортных тарифов, условий технического состояния транспортных средств, участвующих в транспортировке грузов и пр.;
  5. внешнеэкономический - риск проведения внешнеэкономических операций в условиях нестабильной политической и экономической ситуации в отдельных странах, из-за ошибок в маркетинговой стратегии компании, недостаточной надежности зарубежных партнеров, изменения курсов валют, ограничения на торговлю и поставки, вводимого отечественными и зарубежными органами, которые регламентируют внешнюю торговлю, с закрытием границ и пр.;
  6. социальный - риск, связанный с кадровым потенциалом, а именно: необеспеченностью рабочей силой, профессиональной непригодностью, переходом компетентных и информированных сотрудников к конкурентам или в криминогенные структуры, скрытой безработицей, травматизмом и пр.;
  7. экологический - обусловлен негативным влиянием стихийных сил природы, а также происшествиями, авариями и катастрофами на объектах транспорта, не­санкционированными выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п.;
  8. природно-естественный - связан с действием природных сил, наводнений, ураганов и т.п.;
  9. политический — определяется политической ситуацией в странах экспортерах и импортерах, а также третьих странах, по территории которых проходит путь следования продукции;
  10. транспортный - возникает при транспортировке скоропортящегося груза при сбоях в движении;
  11. имущественный - определяется вероятностью потерь продукции по причине кражи, халатности и т.п.;
  12. торговый - связан с вероятностью отказа от платежа во время поставки груза;
  13. правовой - связан с нестабильностью законодательства;
  14. общеэкономический - обусловлен текущей экономической ситуацией, от которой зависят: уровень инфляции, уровень платежеспособности населения, пр.;
  15. информационный - вызывается неполной или неточной информацией о состоянии внешней среды;
  16. управленческий  связан с возможностью принятия неверных решений управленческим персоналом.

Кроме перечисленных, возможны и другие виды рисков, которые остаются за рамками исследования.

Таким образом, видовое разнообразие рисков чрезвычайно велико. Основные виды риска, наиболее часто встречающиеся в деятельности транспортных предприятий, представлены в табл. 2.6 с учетом особенностей транспортировки скоропортящейся продукции.

Риск выполнения доставки, в первую очередь, зависит от технического состояния транспорта и складов. В настоящее время износ основных производственных фондов всех видов транспорта и складских помещений значительно возрос. В перспективе ожидается рост спроса на перевозки и складские мощности. Это создает свои трудности в оценке риска. Неопределенность потребности в перевозках и хранении прямо влияет на условия приобретения нового специализированного подвижного состава, строительства складов, набора и обучения кадров, получения кредитов и т.д.

Отличительной особенностью любого транспортного предприятия является тесное сотрудничество с предприятиями других видов транспорта (смежниками), партнерами (транспортно-экспедиционными компаниями, страховыми фирмами, складам, таможнями и др.) и клиентурой. Такое взаимодействие обуславливает появление коммерческих рисков из-за недобросовестности или несостоятельности компаньонов.

 

  Print article

Навигация по статьям
Previous article Импорт рефрижераторных грузов через порты Балтики и Северо-западного региона