Глава 3. Пути повышения эффективности перевозки рефрижераторных и скоропортящихся грузов
3.2 Исследование рисков, сопровождающих процесс доставки скоропортящихся грузов
Как уже отмечалось, в оценке эффективности транспортно-логистической цепи должна присутствовать рисковая составляющая. Это предопределило необходимость исследования рисков в процессе доставки скоропортящихся грузов. Понятие и теория риска в настоящее время стали освещаться в исследованиях, посвященных вопросам экономической теории.
Риск - это величина, характеризующая вероятность потерь компании, вызванных неправильными управленческими решениями, принимаемыми в результате изучения политической, экономической и социальной ситуации, в которой протекает деятельность предприятия.
Риск присутствует в производственной, коммерческой, инновационной и прочей деятельности, но он не обязательно реализуется. В случае наступления рискового события возникает отрицательный экономический результат (ущерб). Если неблагоприятные последствия не наступают, возможен положительный экономический результат (прибыль) либо нулевой результат.
Ущерб - это убыток, урон экономического, социального, экологического или смешанного характера, определяемый как условные средние потери за соответствующий период времени. Ожидаемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается неопределенностью своей величины.
Ущерб при доставке скоропортящихся грузов выражается в величине потерь, связанных с доставкой испорченного товара, либо товара более низкого качества.
С переходом России к рыночной системе хозяйствования произошли коренные изменения в системе управления организацией. Компании, в том числе транспортно-логистические, самостоятельно разрабатывают стратегию своего развития и реализуют ее в практической деятельности. При этом неизбежно возникают ситуации, при которых появляется риск понести убытки. Причины высокой рискованности деятельности транспортно-логистических компаний носят не только внутренний характер, но и внешний.
К внешним причинам следует отнести факторы политического, общеэкономического, правового и социально-культурного развития страны. Внешние факторы не зависят непосредственно от участников (например, инфляция, политические и экономические кризисы, действие природных сил, режим таможенного регулирования и т.п.). В основном внешние факторы проявляются при возникновении форс-мажорных обстоятельств. Вероятность их возникновения и влияния может быть спрогнозирована, и важно учитывать возможность появления подобных рисков в деятельности компании. Без учета риска многие решения могут оказаться неприспособленными к применению на практике.
К внутренним относятся факторы, непосредственно связанные с деятельностью компаний, участвующих в доставке груза, и зависящие от эффективности управления (техническое оснащение, организация труда и т.д.). Внутренние факторы возникают по вине фирмы, их можно снизить, если своевременно оценить и разработать меры противодействия.
Любая деловая активность при транспортировке и хранении продукции связана с риском. Возрастает возможность невыполнения транспортными предприятиями своих обязательств по перевозке скоропортящихся грузов, риск по доставке свежих овощей и фруктов неудовлетворительного качества, с потерей их потребительских свойств, а также повышается риск возникновения транспортных происшествий.
При доставке скоропортящихся грузов возникают следующие виды риска:
Кроме перечисленных, возможны и другие виды рисков, которые остаются за рамками исследования.
Таким образом, видовое разнообразие рисков чрезвычайно велико. Основные виды риска, наиболее часто встречающиеся в деятельности транспортных предприятий, представлены в табл. 2.6 с учетом особенностей транспортировки скоропортящейся продукции.
Риск выполнения доставки, в первую очередь, зависит от технического состояния транспорта и складов. В настоящее время износ основных производственных фондов всех видов транспорта и складских помещений значительно возрос. В перспективе ожидается рост спроса на перевозки и складские мощности. Это создает свои трудности в оценке риска. Неопределенность потребности в перевозках и хранении прямо влияет на условия приобретения нового специализированного подвижного состава, строительства складов, набора и обучения кадров, получения кредитов и т.д.
Навигация по статьям | |
![]() |