Что такое "грузовая марка" судна?

На борту каждого судна из них нарисованы знаки – круг и рядом фигура, напоминающая гребенку. Они или приварены в виде тонких стальных полос, или просто накрашены в средней части каждого борта.

Эти знаки моряки называют "грузовыми марками". Горизонтальная линия, проходящая через центр круга, и шесть горизонтальных линий «гребенки» указывают допустимую осадку для безопасного плавания в разное время года и при различных условиях.

На грузовой марке советского торгового судна каждая линия обозначена буквами русского алфавита Р, С, Л, 3, ЗСА, Т, П и ТП, а иностранного судна – латинскими буквами.

Например, на английском торговом судне перечисленным буквам будут соответствовать: L, R, S, W, WNA, Т, F и TF.

Plimsol

Что обозначают эти буквы?

«Р» и «C» нанесенные над чертой, проходящей через круг, означают, что грузовую марку нанесли на борт судна с разрешения и под наблюдением советского классификационного общества «Регистр Союза ССР».

Линия, проходящая через центр круга, и ее продолжение на «гребенке» обозначены буквой «Л». Это так называемая «летняя марка». Она показывает предельную осадку судна при плавании летом.

В зимнее время года суда часто встречают штормовую погоду. Загруженное судно во время шторма легко может потерять свою остойчивость за счет веса вкатывающейся на палубу воды. Чтобы успешно бороться с волной, судну нужно иметь большой запас плавучести. Это достигается увеличенной высотой надводного борта и меньшей осадкой. На грузовой марке есть ограничительная черта, расположенная под «Л» и обозначенная буквой «З»,–зимняя марка.

Но и зимой не все районы океанов и морей одинаково опасны для плавания. Наиболее «негостеприимна» Северная часть Атлантического океана. Этот наиболее оживленный для судоходства район Мирового океана знаменит своими сильными штормами, в зимнее время велика опасность обледенения. Поэтому при плавании через Северную Атлантику судно должно быть наиболее облегчено и осадка его отмечена самой нижней линией «гребенки», обозначена «ЗСА» (зимняя марка для Северной Атлантики).

Над летней маркой есть еще несколько линий. Значит, судно может иметь еще большую осадку, чем для плавания летом. Когда же это бывает? При плавании в тропиках погода обычно благоприятствует рейсу. В этом случае судно может взять больше груза, иметь большую осадку и меньший надводный борт. Тропическая марка отмечена буквой «Т».

Осадка судна зависит и от плотности воды. Если погрузка происходит в пресной воде, а плавание будет проходить в океане, судно можно "посадить" чуть глубже, учитывая, что в соленой воде его осадка немного уменьшится. На грузовой марке это обозначено линией с буквой «П» (пресная марка).

И, наконец, самый верхний зуб «гребенки» помечен буквами «ТП» – тропическая пресная марка. Эта линия показывает допустимую осадку судна при плавании в тропических реках.

Форма грузовой марки

Форма грузовой марки на всех торговых судах одинакова, а наносят ее по международным правилам, являющимся законом для всех морских держав мира. Отличие только в буквах. Например, на английским языке марка будет выглядеть так:

  • летняя – S (Summer);
  • зимняя – W (Winter);
  • зимняя для Северной Атлантики – WNA (Winter North Atlantic), -тропическая – Т (Tropical);
  • пресная – F (Fresh);
  • тропическая пресная – TF (Tropical Fresh).

Над чертой, делящей круг пополам, нанесены буквы, которые обозначают, под наблюдением какого то классификационного общества нанесена грузовая марка.

Наиболее часто встречаются:

  • L – R (Lloyd's Register of Shipping – Судоходный Регистр Ллойда, Великобритания);
  • А – В (American Bureau of Shipping – Американское бюро судоходства);
  • R – I (Registro Italiano Navale – Итальянский морской Регистр);
  • В – V (Bureau Veritas – Бюро Веритас, Франция);
  • N – V (De Norske Veritas – Норвежское бюро Веритас).

Диск Плимсоля

"Диск Плимсоля (грузовая марка). Именно так английские моряки называют грузовую марку. Такое название вполне можно считать оправданным, если вспомнить, что впервые узаконить ее предложил их соотечественник — Самуэль Плимсоль. Его идея, предотвратившая гибель сотен тысяч человеческих жизней на море, была проста и конкретна — кисть и ведро с краской положили конец перегрузке судов, которая практиковалась судовладельцами на протяжении многих столетий".

  Print article

Навигация по статьям
Previous article Сюрвейерская инспекция алюминия Требования к отчету осмотра технического состояния судна (Condition Survey) для Страховых компаний Next article